Яндекс.Метрика

Reklama

воскресенье, 23 августа 2015 г.

О добре и зле


Что нового можно сказать о добре и зле. Понятия существуют столько, сколько существует человеческое общество. 

"Добро — наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности" утверждают словари.

Добро - это стремление человека, его намерение сделать другому человеку хорошо (если речь о межличностных отношениях). И тут сразу вспоминается: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". 

Т. е. с точки зрения намерения это добро, а с точки зрения объекта - не всегда. Иногда даритель наносит счастье и причиняет радость... Нравственные категории не однозначны, меняются со временем. "Не делай добра и не получишь зла" утверждает народная мудрость. И все же...

В природе нет добра и зла. Лесной пожар, уничтожая все на своем пути, дает шанс новому. Волчица, убивая зайца, кормит свое потомство. Цунами просто цунами, а вовсе не зло. Добро и зло появляются там где есть 

взаимоотношения людей. Каждый человек видит мир сквозь призму собственного мировоззрения, воспитания, культурных традиций. Этот взгляд всегда субъективен. Мама кормит сына обедом, а он не хочет. Мама  настаивает: "Если не съешь будешь слабым и больным", насилуя организм и закладывая психологические проблемы ребенка в будущем. Мама искренне убеждена, что делает ребенку добро. Это такой перевертыш: с точки зрения мамы хорошо, с точки зрения развития ребенка плохо. 

Меня поразила следующая реальная история. Женщина заболела, заболела серьезно. Нужна была операция и длительный послеоперационный уход. Она говорит об этом мужу, а он заявляет, что не будет за ней ухаживать и вообще уйдет. Олицетворенное зло в форме предательства. Женщина понимает, что помощи ждать неоткуда, она осталась совсем одна. Этот сильнейший стресс запускает механизм мобилизации и о, чудо! Она выздоравливает. Очевидное зло приводит к доброму исходу. 

Общество вырабатывает нормы морали, чтобы облегчить регуляцию поведения людей. Мы с детства проникаемся этими нормами, изучая что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные, проникшие в подсознание, ставшие"Сверх Я" они регулируют поведение, усмиряют инстинкты, надзирают за "Ид". Но все неоднозначно, когда речь идет о человеческих взаимоотношениях. Любая оценочность субъективна. Мораль меняется с развитием общества, а вбитые в детстве представления о добре и зле почти не подвергаются сомнению. Категоричность, порой, ломает человеческие судьбы опираясь на общепризнанные понятия добра и зла.

На волка из "Красной шапочки" можно посмотреть как на влюбленного в нее и страстно желающего быть с ней вместе, а на охотников - освободителей как на живодеров, убивших несчастное животное. Старуха Шапокляк нуждается в любви и заботе. Вредный Печкин сразу стал добреть, получив в подарок велосипед. А симпатичный Чебурашка вообще монстр, который почем зря эксплуатирует бедного крокодила. В воспитании предложения различных подходов к ситуации формирует у ребенка гибкость мышления, помогает преодолевать трудности во взрослой жизни. Многовариантность оценок просто необходима, если хочешь видеть мир во всем многообразии. Точнее, умение посмотреть с разных точек зрения. 

Т. к. избыточная оценочность это потребность в установлении границ, поиске подпорок в самооценке, в конечном счете, это то самое "Бегство от свободы", психологическую подоплеку которого показал Э. Фромм, психологическая защита "от тревоги отсутствия почвы" [И. Ялом]. И это один из четырех основных вопросов экзистенциальной терапии. Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Человек не может существовать вне общества. Опоры, точки отсчета необходимы, хотя бы ради самосохранения. Но бесконечные поиски добра и зла в искусстве и жизни часто оторваны от реальности и имеют отношение лишь к внутреннему миру конкретного человека. 

Поиски добра и зла всегда занимали умы: "Для чего признавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит? Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к Боженьке». Это у Достоевского.
Когда речь заходит о том, что добро должно быть с кулаками, то все перемешивается: агрессивное добро и поверженное зло с многочисленными жертвами с обеих сторон. Великолепной иллюстрацией служат религиозные войны на протяжении всей истории человечества. Намерения то всегда благие.

Спешите делать добро! Прежде, чем спешить, стоит подумать: кому? как? зачем? И добро ли то что вы собираетесь сделать. У матери Терезы - может быть главного альтруиста всех времен и народов, есть замечательный пассаж: "В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям; Это нужно только тебе и Богу." Потребность делать добро лежит в человеке и понимается им по-своему, в соответствии с его воспитанием и мировоззрением. Альтруизм идет из потребности самого человека, а не из чистого желания сделать доброе дело.

Может быть, единственный абсолютный источник добра, который не подвергается сомнению это любовь. Любовь как чувство, без примеси обладания и перспектив. Любовь по природе своей бескорыстна. Она может согревать любимого и сделать жизнь любящего яркой, насыщенной эмоциями, чувствами. 

Итак: добро и зло - оценочные категории морали и нравственности в обществе. Следовательно, как любая оценка, они субъективны, поэтому не могут использоваться в качестве критерия правоты или истины. 

Следует  воздержаться от оценок, там, где это возможно. Добро и зло могут меняться местами в оценках разных людей. Не всегда можно проследить априори причинно-следственные связи добра и зла.

Смотрите на мир позитивно!)

Комментариев нет:

Отправить комментарий