Яндекс.Метрика

Reklama

вторник, 25 августа 2015 г.

Игры и выигрыши


Как известно, для любого человека наиболее невыносимой становится ситуация, в которой его не замечают, игнорируют. 

Наблюдая за маленьким ребенком, можно увидеть, что, если он не получает необходимое ему внимание от мамы, он начинает баловаться, озорничать, чтобы все-таки привлечь к себе внимание.

Уже с самого детства малыш нуждается в постоянном эмоциональном контакте с другими близкими людьми. 

Очень сложно выжить одному, для выживания в этом мире обязательно нужны другие люди. Поэтому человек постоянно стремится вступать во взаимодействия с другими людьми, чтобы получать поглаживания.

Поглаживание является специфической формой сти­муляции друг друга. Так как поглаживания жизненно не­обходимы человеку, обмен поглаживаниями является одной из самых важных форм деятельности, в которую вовлечены люди. Поглаживания могут принимать раз­личные формы: от настоящего физического прикоснове­ния до краткого приветствия. Чтобы поглаживание было эффективным, оно должно подходить тому, кто его полу­чает. Например, маленькие дети нуж­даются в физических поглаживаниях, для того чтобы выжить. С другой стороны, взрослым людям бывает до­статочно редких символических поглаживаний, напри­мер похвалы или знака уважения. Тем не менее, хотя че­ловек и может выжить, получая «минимальную норму» поглаживаний, дефицит поглаживания вреден как для физического, так и для эмоционального состояния чело­века, и именно поэтому он является одной из главных движущих сил человеческого поведения.

Стимульный голод утоляется поглаживанием или признанием. Потребность в поглаживании является бо­лее важной, чем потребность в признании. Как правило, потребность в по­глаживании может быть удовлетворена через признание, следовательно, средний взрослый человек, кроме всего прочего, может удовлетворить свою потребность в погла­живании с помощью ритуальных действий, которые на деле являются обменом поглаживаниями. Вот, к приме­ру, ритуал, включающий в себя шесть поглаживаний.

— Привет.

— Привет.

— Как дела?

— Отлично, а у тебя?

— Отлично. Ну что, увидимся позже?

— Увидимся.

Игра сложнее, чем ритуал, но и она является обменом поглаживаниями. Надо заметить, что «пошел к черту!» — это такое же поглаживание, как и «привет!», и что, когда люди не получают позитивных знаков внимания друг от друга, они соглашаются на негативные.

Некоторым людям их внутренний Родитель запрещает принимать прямые знаки внимания, поэтому им требуются более тонкие, завуалированные формы признания. В качестве примера можно привести женщину, которая отвергает любые комплименты своей внешности и вкусу, интер­претируя их как сексуальные предложения, но принима­ет похвалы своему портновскому искусству, скрывая при этом свое раздражение. Когда человек не может получить или принять прямое признание в той или иной форме, он стремится получить его через игру, которая является бо­гатым источником поглаживаний.

Игра — это последовательность взаимодействий между людьми, которая имеет начало и конец, содержит скрытый мотив, то есть психологический уро­вень, который отличается по своему содержанию от со­циального, и дает выигрыш обоим игрокам.

Причина того, что человек играет в игры, лежит в на­личии выигрыша. Люди общаются друг с другом, чтобы получить поглаживания. Но не только.Есть еще понятие «струк­турного голода» и «позиционного голода». Игры утоляют го­лод всех трех видов, и удовлетворение от игр связано с наличием в них выигрыша.

Структурный голод — это потребность в социальной ситуации, в которой ин­дивид мог бы общаться с другими людьми. Потребность в структурировании времени является производной от стимульного голода, следовательно, более сложной его формой. Игра структурирует время множеством спосо­бов. Например, игра «Если бы не ты» (ЕНТ) отлично за­нимает время взаимными обвинениями. Кроме того, она делает возможным времяпрепровождение «Если бы не он (она)», которое разыгрывается с соседями и родственниками, а также «Если бы не они», которое пользуется большим успехом в барах и дружеских вечеринках.

Позиционный голод — это по­требность отстоять свою основную, занимаемую в про­должение всей жизни экзистенциальную позицию. Экзи­стенциальную позицию личности можно обозначить фразой, например «я плохой», «они плохие» или «все люди плохие». Эта потребность удовлетворяется внут­ренними умозаключениями и настроениями, которые происходят в уме игро­ка между ним самим и другим лицом, чаще всего одним из родителей. Удовлетворение позиционного голода про­исходит при поглаживании или признании, которое иг­рок получает от внутреннего Родителя.

Например, после игры в «Насилие» игроки расходят­ся по домам, и Уайт думает: «Прав был папа: все мужчи­ны — животные!» — и слышит в ответ «Ах ты умница!» от своего Родителя. Такой внутренний диалог имеет ценность, равную ценности поглаживания, и в то же вре­мя усиливает экзистенциальную позицию игрока. Каждая игра имеет свой дополнительный эффект, так как является частью реализации жизненно­го плана человека или сценария.

Игра дает человеку поглаживания без угрозы близос­ти. Двое или несколько людей могут совместно структурировать свое время лишь с помощью ограниченного числа способов, а именно: деятельности, ритуалов, времяпрепровожде­нии, игр, замкнутости или близости. Близость — это со­циальная ситуация, свободная от других структурирую­щих элементов, ситуация, в которой поглаживания даются и принимаются непосредственно. Близость часто пугает людей, так как она нарушает родительский запрет на обмен поглаживаниями. В то же время игра является специально сбалансированной ситуацией, которая по­зволяет получить поглаживания и при этом избежать критики внутреннего Родителя.

Нужно заметить, что поглаживания можно получить и не прибегая к играм, которые в основе своей являются уловками и передаются ребенку от родителей как пред­почтительный метод получения стимуляции. Поэтому че­ловек, который отказывается от игр, должен придумать для себя другой способ получать поглаживания и струк­турировать свое время.

Ниже описаны подробно две игры. Первая из них — мягкий вариант, или первая степень, игры под названием «Поче­му бы вам не... — Да, но», а вторая — игра средней жест­кости (второй степени), или «Насилие». Мягкость или жесткость игры определяется ее интенсивностью и опас­ностью для здоровья и жизни. Первая степень соответ­ствует самой мягкой версии, а третья — самой жесткой. «Почему бы вам не... — Да, но» (ПБВДН) — весьма распространенная игра, в которую играют везде, где люди собираются в группы, и которая обычно разворачивает­ся следующим образом. (Белла и Устина — матери, у кото­рых дети ходят в начальную школу.)

Устина. Я бы хотела пойти на собрание, но мне не с кем оставить детей. Что мне делать?

Белла. Позвоните Мэри. Она будет рада вам помочь.

Устина. Она очаровательная девушка, но слишком моло­денькая.

Белла. Позвоните в агентство. У них рабо­тают женщины с опытом.

Устина. Я боюсь, как бы они не оказались слишком строги.

Белла. Почему бы вам не взять детей с собой?

Устина. Я боюсь, мне будет неудобно оттого, что я одна привела с собой детей.

После нескольких таких фраз воцаряется ти­шина, за которой может последовать высказывание тре­тьего лица, присутствовавшего при разговоре, напри­мер:

Грин. Да, трудно с детьми.

ПБВДН, первая игра, описанная Берном, соответству­ет всем трем частям определения игры. Она представля­ет собой серию взаимодействий, имеющую начало (вопрос) и конец (напряженная тишина). Она содержит скрытый мотив, так как на социальном уровне она выглядит как серия вопросов, заданных Взрослым, на которые отвеча­ет другой Взрослый, а на психологическом уровне авто­ром вопросов оказывается требовательный, сопротивля­ющийся Ребенок, не способный разрешить свою пробле­му самостоятельно, а ответов — пытающийся ему помочь Родитель, по ходу игры все более раздражающийся.

Эта игра содержит следующие вознаграждения: она является богатым источником поглаживаний, помогает структурировать время группе людей и подкрепляет жиз­ненные позиции собравшихся. Пример такой позиции — фраза Грин: «Да, трудно с детьми». Для Устины игра доказывает, что «родители» (советчики) — пло­хие и хотят ею командовать, а дети плохи, потому что не дают матери жить в свое удовольствие. Для Беллы игра лишний раз демонстрирует, что дети или взрослые, ведущие себя как дети, неблагодарны и не желают сотрудничать.

И у Беллы, и у Устины вознаграждение полностью соответствует их сценариям. Обе женщины выходят из игры разозленными или подавленными, в зависимо­сти от того, каково их любимое чувство.

В ПБВДН может играть кто угодно. Психологическое содержание игры «Насилие» притягивает меньше людей. Это сексуальная игра, поэтому для нее требуются муж­чина и женщина, хотя в нее при желании могут играть и лица одного пола. Чаще всего в нее играют следующим образом.

На вечеринке, после продолжительного флирта, Уайт и Блэк оказываются наедине в спальне, причем Блэк чи­тает вслух «Радость секса». Возбужденный недвусмыс­ленной ситуацией, Блэк пытается поцеловать Уайт. Уайт резко отталкивает его, вскакивает и уходит.

Здесь также имеется серия взаимодействий. В данном слу­чае она начинается сексуальным предложением, а завер­шается сексуальным отказом. В социальном плане игра выглядит как обычный флирт, в результате которого Блэк решается нарушить этикет, за что Уайт его отверга­ет с полным сознанием собственной правоты. На психо­логическом уровне взаимодействия (между Ребенком и Ребенком) Уайт заманивает Блэка, после чего отталки­вает его.

Вознаграждение обоих игроков — это поглаживания, структурированное время и оправдание их жизненных позиций «женщины (мужчины) — плохие», которое со­провождается чувством гнева или депрессией, в зависи­мости от того, что записано в сценарии. Кроме того, ис­полнение жизненного сценария продвигается вперед, так как достаточное количество подобных эпизодов может оправдать собой изнасилование, убийство, самоубийство или депрессию у каждого из игроков.

Вознаграждение в игре иначе называется купоном. Купоны, или неискренние чувства, как, то печаль или вина, собираются и сохраняются лицами, которые игра­ют в игры.

Когда накоплено достаточно купонов, их можно обме­нять на «бесплатную» вспышку гнева, запой, попытку самоубийства или любое другое значимое сценарное со­бытие.

Транзакционный рэкет — это причина для коллекци­онирования купонов. Например, человек с жизненной позицией «я плохой» поддерживает свою низкую само­оценку, собирая серые купоны вины, а человек с позици­ей «вы плохие» поддерживает свое излюбленное чувство, собирая красные купоны гнева.

Вот так незатейливо разворачиваются игры в самых обычных жизненных ситуациях, которые повторяются снова и снова только потому, что так привычно и удобно жить, подтверждая излюбленные и заученные с детства убеждения, наставления родителей, а также решения, принятые еще в детстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий