Яндекс.Метрика

Reklama

понедельник, 1 февраля 2016 г.

Чувство вины или диалог


Я думаю, не бывает чувства вины без самообвинения. 

Только если я сам говорю себе, что поступил «плохо» и надо это как-то компенсировать, искупить вину, «извиниться» — только тогда я чувствую вину.

Обучают самообвинению обычно взрослые детей. 

Обвиняют их и требуют, чтобы те винились, иначе угрожают чем-то. 

А подрастая, дети учатся самостоятельно себя обвинять и виниться. И теряют контроль над этим процессом.

С одной стороны, чувствуя вину и стараясь ее искупить — люди могут быть внимательнее и человечнее друг к другу. Не быть эгоистами и подлецами.

С другой стороны — человек, хорошо обученный самообвинению легко становится жертвой манипулятора, наглеца, который считает, что ему все должны и умеет убедить в этом окружающих. А еще, что удивительно, человек, склонный к самообвинению, часто склонен и к обвинению — обвиняет окружающих. Либо открыто, либо в уме — испытывая при этом раздражение и многое другое.

Самообвинение — эта плохенькая замена умению быть в диалоге с человеком.

Быть в диалоге — это честно пытаться понять, что человек чувствует в отношениях со мной, чего хочет, как реагирует на мои действия. И при этом помнить про свои чувства, желания и реакции по отношению к этому человеку.

Если я заметил, что сделал человеку неприятно, я могу выяснить у него, как могу это компенсировать. Если хочу этого.

А для этого я должен быть внимательным и чувствительным к нему — чтобы заметить, когда ему неприятно. И быть внимательным и чувствительным к себе — чтобы заметить, как я сам к этому отношусь и чего хочу сделать. Бывает, что я сделал человеку неприятно (не дал бродяге-алкоголику денег на водку) и он меня винит, но я чувствую свое отношение к этой ситуации и не винюсь.

Быть в диалоге — сложное умение. Поэтому, чтобы основная масса людей вела себя прилично — прививание им самообвинения — не такой уж плохой выход.

Ахметов Данир

Комментариев нет:

Отправить комментарий