Эффект ореола или «гало-эффект», – это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления
Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека.
Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем.
Если образ сложился положительный, то при дальнейшем взаимодействии мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая недостатков. Если, напротив, человек на первый взгляд по каким-либо причинам вызывает у нас негатив – то каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки.
Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.
Поэтому многие говорят о важности первого впечатления, и о том, что второго раза произвести первое впечатление не бывает.
Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, эффект ореола исчезает, и отношение к нему становится более объективным. Но будет ли дальнейшее общение происходить – также во многом зависит от первого впечатления.
Эффект ореола возникает в условиях:
- дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;
- перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
- незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
- стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
- яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
Эффект «ореола» может проявляться как в позитивном, так и негативном смыслах.
Преувеличение достоинств объекта восприятия приводит к восхищению им и полному игнорированию его реальных статуса и качеств.
В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей.
Эффект ореола – хорошо известное явление в мире бизнеса. Например, книга с лейблом а-ля “Рекомендовано университетом Harvard” стоит в два раза дороже (и продается намного лучше) той же книги, но без “одобрения” Гарварда. В индустрии моды – простые джинсы взлетают по стоимости в десятки раз, если представить их от имени известного модельера.
Так уж происходит, что хотя мы понимаем эффект ореола интеллектуально, мы часто не задумываемся над этим, и потому не замечаем его в повседневной жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий